Блог

Как портфолио промышленного фотографа может обмануть заказчика

Помню, несколько лет назад активно обсуждался вопрос, сколько же «развелось» непрофессионалов в фотографии. В профессию тогда хлынули потоки людей, которым казалось что фотография – легкий способ заработка (ха-ха, легкий). Надо ли говорить, что «профессионалов» этот тренд дико раздражал?

А я думала – ну и что? Заказчики же не дураки, голосуют рублем. Если уж выбрали себе этого фотографа, значит, их устраивает такой уровень съемки. Но с годами поняла: найти фотомастера своего дела – это настоящая клиентская боль.

Оказывается, проблема вовсе не в том, что в отрасли много непрофессиональных фотографов. Проблема в том, что их трудно вычислить.

Как проходит опознание? Первая мысль – посмотреть на портфолио. Вот тут-то и прячутся подводные камни.

Во-первых, там показывают только лучшие кадры – это логично. Парадокс в том, что за несколько лет можно составить приличное портфолио, не владея при этом сложными приемами работы и не умея работать в непростых условиях.

Представим, что у фотографа за год было всего пять заказов, из которых лишь один хорошо отработан полностью. А в остальных съемках лишь один-два снимка случайно попали в цель, остальное – не слишком удачное. Итого: 10 приличных кадров в год, 50 за 5 лет. Для портфолио этого будет достаточно, но в реальной съемке могут оказаться достойными, хорошо если несколько кадров.

Во-вторых, многие вообще не добавляют в портфолио реальные клиентские съемки, только творческие - те, которые задумывают и режиссируют сами. Такой тип фото тоже может ввести в заблуждение: вам нравится, как снимает человек, нравится его видение, потому что каждый кадр в портфолио как картинка с шикарным светом, выверенной экспозицией и оригинальной идеей. Супер! Но на вашем объекте фотограф не выдал хороший результат. Почему? Работал «на отвяжись»? Нет, просто разные вводные.

Для кадров в портфолио выбрана заведомо удачная локация с хорошими световыми условиями, заложено много времени на съемку и обработку, да и на выходе планировалось получить с десяток кадров, а вовсе не сотню, как в вашем ТЗ. Десяток кадров можно вдумчиво дорабатывать для портфолио хоть месяц, исправляя при этом огрехи, допущенные на съемке. А вот с реальным заказом сидеть так долго не станут: в бюджет не заложено, да и сдавать надо много кадров и существенно быстрее.

Мне показывали работы «предшественников» и указывали на конкретные факты, которые не устроили. Почти всегда заказчики были обескуражены: «Как же так, мы смотрели вообще-то его портфолио – там красивые фотографии хорошего качества. А нам он сдал… совершенно не то».

На работающем предприятии, в настоящем офисе, снимать сложно. Фотограф попадает в сложные условия по свету, пространство не идеально, ему нужно уметь быстро отслеживать всю площадь кадра, не допуская попадания лишних деталей. Очень легко что-то упустить, не сориентироваться.

А еще нужно взаимодействовать с коллективом, решить миллион задач, связанных с освещением, и предугадать, почему все может пойти не так. Вот так проявляется профессионализм.

Резонный вопрос – как же все-таки отличить профессионала и выбрать того, кто выдаст нужный результат? Об этом расскажу, но во второй части.